Обласканная солнцем и воспетая туристами, Испания рисуется нам как
страна вечного праздника и таинственного средневекового флера, а
типичный испанец, по всеобщему убеждению – человек темпераментный, не
способный «держать в узде своих диких коней». В самые темные и голодные
века здесь зародилась уникальная праздничная культура, которая для
Испании до сих пор – что-то вроде козырного туза в рукаве, и основная
причина, по которой туристы делают выбор в пользу этой страны. Частью
праздничной культуры являются и коррида, и фламенко, и карнавальные
шествия… Но за всей этой радостной кутерьмой скрыта вполне спокойная
повседневная жизнь народа, напитанного расслабляющей энергией солнца, и
потому - не очень трудолюбивого. Испания получает самые большие доходы
от туризма, пропуская через себя около 40 миллионов иностранцев в год
(и столько же людей живет в стране), а это значит, что львиная доля
испанцев занята в сфере услуг, и имеет сезонный график работы. С
середины осени жизнь во многих прибрежных городках замирает, и местным
жителям приходится зимовать на деньги, заработанные летом. Условно говоря, Испанию можно отнести к числу богатых стран
Европы, хотя по многим экономическим показателям ее опережают Франция и
Италия – так сказать, европейский «середнячок». По словам самих
испанцев, они зарабатывают в два раза меньше, чем их соседи-европейцы,
но жить хотят ничуть не хуже. Удается ли им это?
- за полгода в среднем по стране было куплено 800.000 новых и 840.000 подержанных автомобилей;
- на покупки on-line испанцы тратят в среднем 900 евро ежегодно;
- на обновление гардероба средний испанец расходует 2.000 евро в год;
- около 904 евро средняя семья тратит на подарки и украшения к Новому году (больше, чем в самых богатых европейских странах);
- раскупив билеты Новогодней лотереи, азартные испанцы раскошелились на общую сумму 2,4 млрд. евро;
- ежегодно в стране тратится 800 млн. евро на услуги пластических хирургов;
ЖЕЛЕЗНЫЙ КОНЬ, БЫСТРЫЙ И ЭФФЕКТНЫЙ
Когда испанцы говорят об автомобилях, они слегка теряют
рассудок. Фанфаронство у них в крови, и модное авто становится лучшим
способом покрасоваться.
Вот Диего, владелец нескольких кафе на побережье, кладет перед своим другом каталог. На развороте - красные и желтые авто.
- Скажи, какую машину мне купить, красную или желтую? – спрашивает он с
таким непосредственным видом, как будто других цветов в природе просто
нет.
- А тебе-то какая больше нравится?
- А какая больше потрясает воображение? – отвечает он вопросом на
вопрос. Диего прямо сотрясает воздух раскатистым эпитетом
«espectacular» (исп. эффектный, потрясающий). Испанцы не отличаются индустриальным патриотизмом. Им все
равно, где собрана их машина – значение имеет марка, мощность двигателя
и броский дизайн. Самые покупаемые автомобили - Renault Megane,
Citroen, Ford Focus и Seat Ibiza (испанская разновидность
Фольксвагена). По данным газеты «El Mundo», в среднем испанец тратит на
покупку машины 21.000 евро, т.е. больше, чем среднестатистический
француз или итальянец, приближаясь по этому показателю к голландцам и
австрийцам. Соответственно, все больше людей приходит в салоны за
автомобилями наиболее престижных марок - Audi, Mercedes, BMW, Porsche. КРЫША НАД ГОЛОВОЙ: ПОКУПАТЬ ИЛИ АРЕНДОВАТЬ?
В Испании нет дефицита недвижимости. Скорее, наоборот - по
данным Banco de Espana, жильем можно было бы обеспечить в полтора раза
больше семей. Кроме того, испанцы, как и русские, неохотно берут
квартиры в аренду. Они стремятся купить жильё. Например, в 2005 году 85
% испанской недвижимости находилось в частной собственности, и лишь 15%
сдавалось в аренду. Однако тенденция эта угасает. Согласно «El Mundo», цена на
недвижимость удвоилась только за период с 1996 по 2004 год. Разумеется,
все меньше испанцев могут осуществить свою мечту о покупке семейного
гнездышка. По этой же причине особой популярностью сегодня пользуются
компактные квартиры-студио, а некоторые предприимчивые испанцы уже
приобретают жилье на более выгодных условиях – в Бразилии и соседнем
Марокко. Привлекает их и Майями – из-за разницы в цене между долларом и
евро недвижимость здесь можно купить на 20, а то и 30 % дешевле, чем в
Испании. СРЕДИЗЕМНОМОРСКАЯ ДИЕТА
Все хоть раз да слышали о пресловутой средиземноморской
диете. Это традиционно здоровый рацион питания жителей Средиземноморья,
обязательные слагаемые которого – местное оливковое масло, местные
фрукты и овощи, свежие морепродукты и рыба, немного вина перед едой.
Всё это очень полезно для сердца, и спасает здоровье испанских
чревоугодников. Сегодня они чаще вынуждены отказывать себе в дневном отдыхе
(сиесте), все реже имеют возможность размеренно пообедать в кругу
семьи, но стараются не изменять гастрономическим традициям
Средиземноморья. Супермаркеты проигрывают в борьбе за покупателя, и
кому бы вы думали? Мелким специализированным лавочкам и магазинчикам –
мясным, овощным, хлебным и рыбным. А также рынкам. Продукты здесь
дорогие, но исключительно свежие и качественные, к тому же, хозяева
лавочек всегда открыты для задушевной беседы. Вот вам проявление
европейского консерватизма. Согласно данным крупнейшего исследователя потребительского
рынка TNS Worldpanel, испанцы, не жалея времени, совершают обход лавок
раз в 4 дня, каждый раз оставляя в них около 30 евро. В прошлом году,
например, средняя испанская семья заплатила за содержимое
потребительской корзины 4.000 евро, и половина этой суммы ушла на
покупку свежих продуктов. Говоря об Испании, нельзя не вспомнить о ее знаменитых винах:
кава, херес, сангрия… В прибрежных кафе вино льется рекой, но, главным
образом, в рот какого-нибудь разгулявшегося туриста. Сами испанцы –
истинные эпикурейцы, но они не пьют, а смакуют. Судите сами: по данным
сайта www.elmundovino.com, жителей Андалусии отличает большая любовь к
пиву, в среднем они потребляют 23,5 литра в год, кантабрийцы же – самые
большие любители вина, с рекордными по Испании 16 литрами в год. Современная Европа одержима стремлением «оздоровить»
потребляемые продукты. Во многих испанских ресторанах появились даже
отдельные меню для ценителей бутилированной питьевой воды - важного
элемента здорового питания. Но самый наглядный пример – появление
нового стандарта качества под названием «экологический продукт». По
данным сайта www.laverdad.es, 27% испанцев сознательно покупают
подобные продукты по причине их полезности и лучшего вкуса, невзирая на
очень высокую цену. ПОЧЕМУ ОНИ ТАК МАЛО ПОКУПАЮТ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ?
По данным РБК, Испания занимает 40 место в рейтинге стран
по количеству пользователей сети Интернет: 35 на 100 человек ( для
сравнения – Россия занимает в этом рейтинге лишь 87 место: 11
пользователей на 100 человек). В Испании пользователей сети называют
«интернавтами» - слово, которое у нас сразу ассоциируется с улетевшими
в космос. На деле же, Интернет вряд ли способен поглотить подвижных и
жизнелюбивых испанцев. По статистике, наряду с греками и португальцами, испанцы
совершают очень малое число покупок через Интернет, отставая в этом
смысле от остальной Европы. Связано это, в первую очередь, с недоверием
к сделкам в Сети. Испанцы оценивают свои риски, и отказываются от
покупок на расстоянии. - Мы используем высокие технологии лишь для
своей выгоды, - объясняет Хосе. – Тут же вся «паста» (выгода) от
покупки уходит на оплату услуги связи… Да и потом, испанцы не покупают
через Интернет, потому что с таким располагающим климатом мы
предпочитаем выйти за покупками на улицу. ВЕЧНЫЙ ЗОВ РАСПРОДАЖ
Когда Бог раздавал терпение, испанцы… не пришли. Их
импульсивность – не миф, и хорошим доказательством тому могут служить
результаты опроса Rmg&Asociados. Оказывается, слово «распродажа» в
витрине магазина многих заставляет покупать вещи откровенно низкого
качества, или вовсе ненужные. Девять из десяти испанцев совершают
покупку, ведомые импульсом, забывая обо всех предупреждениях ассоциации
потребителей. Такое подчинение импульсу сами покупатели объясняют тремя
причинами: состоянием души, воздействием рекламы и психологически
выверенными цифрами на ценниках. Между тем, как сообщает TNS Worldpanel, популярность
распродаж в Испании всё растет. Так, женские туфли подешевели в среднем
на 6,5 % по стране – и только за счет распродаж со снижением цены на
20%. В результате, количество модных туфелек в гардеробе испанок
увеличилось, но за их качество теперь уже некому поручиться. Интересные факты:
- Согласно исследованиям, 20 % всей испанской молодежи покупают
«эзотерические штучки» - амулеты, карты таро, талисманы и пр. В стране
Басков таковых еще больше – 32 %. Не удивительно, ведь 41% молодых
людей доверяет прогнозам астрологов, а треть верит в предсказания
будущего по руке и при помощи карт.
- Каждый год испанские семьи приобретают около 1.700.000 новогодних
елок, которые специально культивируются для этих целей в северных
частях страны.
- 83,4 % испанцев потребляют фрукты как домашний десерт, а вне дома
предпочтение отдается другим продуктам – в особенности сладостям и
мороженому. Реже всего полезные фрукты вне дома едят те, кому витамины
нужнее всего – дети.
- К настоящему моменту Испания располагает 800.000 гектарами экологической агрикультуры, это в 80 раз больше, чем 10 лет назад.
- Лучший в мире ресторан, El Bulli, расположен в Испании, в
Кала-Монтжои. Уже второй год он побеждает в рейтинге английского
журнала The Restaurant и французской газеты Le Figaro. Однако, простому
смертному врядли удастся откушать здесь изысканных блюд – жаждущих
попасть сюда в 70 раз больше, чем возможных клиентов.
|