Поездка за покупками в Италию не только предоставляет возможность
выбора из широчайшего ассортимента товаров прославленных марок и
гарантию качества, но вопреки сложившемуся мнению позволяет и
сэкономить. Достаточно лишь немного подготовиться.
Забавно на via Manzoni, одной из шопинг-улиц Милана, встретить древний
барельеф с изображением торговцев тканями — немое свидетельство того,
что почти за две тысячи лет до Армани его земляки уже знали толк в
искусстве превращения куска материи в элегантный предмет одежды. В недавнем исследовании итальянцы, пытаясь определить
перспективы своих товаров в мировом глобализирующемся рынке, в
очередной раз убедились, что сектор моды и дизайна по-прежнему является
их коньком. У двух третей опрошенных японских, американских, германских
и российских туристов Made in Italy ассоциируется прежде всего с модной
одеждой, обувью, аксессуарами. Мало кто из даже очень короткой
туристической или деловой поездки в Италию возвращается домой без
обновки, по возможности приобретая товары известных марок.
Покупать подобные изделия, действительно, лучше всего в Италии.
Несмотря на то что по обилию и разнообразию модных бутиков Москва давно
обошла все европейские столицы, качественная итальянская вещь
по-прежнему остается труднодоступной. За как бы итальянским брендом
очень часто скрывается подделка, порой весьма искусная. Если же изделие
действительно подлинное и к тому же не из коллекций трех-, пятилетней
давности, то стоимость будет в 10–20 и более раз превосходить ту, за
которую аналогичный предмет можно купить в Милане или Риме. Для людей,
не относящихся к той категории наших соотечественников, кому «цена не
вопрос», целевая поездка за обновками в Италию имеет вполне ощутимый
смысл. Достаточно взять калькулятор, чтобы убедиться: при таком
разбросе цен на модные вещи разница легко покроет расходы на авиабилет
и гостиницу. Неудивительно, что в период прошлогодних летних скидок
шоперы из России стали самой многочисленной категорией туристов, обойдя
традиционных лидеров — японцев.
Из собственного опыта замечу, что русскому человеку, впервые
оказавшемуся в Италии, очень трудно, почти нереально с налету
приобрести обновку. Весьма значительны различия в традициях и манере
одеваться, а также особенностях торговли. В стране, где основу
экономики составляли и составляют мелкие и средние предприятия,
традиционно сложился тип маленького магазинчика, находящегося в
частной, нередко семейной собственности. В таком заведении невозможно
выставить весь ассортимент товаров на обозрение. Решающее значение как
в поиске нужного предмета, так и в определении его конечной цены
приобретает общение продавца с покупателем. Это несколько
обескураживает зарубежного гостя, хотя непреодолимого препятствия тут
нет — язык евро понятен всем.
Для самих же итальянцев шопинг не просто поход по магазинам с целью
удовлетворения конкретной материальной потребности. Это «выход в свет»,
идеальная возможность на других посмотреть и себя показать. Такой
ритуальный променад не терпит спешки (исключение составляет лишь
предрождественская неделя) и осуществляется с видом мечтательного
ценителя прекрасного, готового подолгу стоять возле каждой картины, то
есть витрины. Приобретение вовсе не обязательный итог действа, куда
важнее сам процесс.
Помимо упомянутого типа мелких лавочек, требующих от покупателя хорошей
физической подготовки, навыков географического ориентирования, а
главное — времени, в каждом городе, разумеется, существуют крупные
универсальные магазины. В них можно и укрыться от летнего зноя, и найти
широкий спектр товаров: от модной одежды, обуви и аксессуаров до
парфюмерии и предметов домашнего интерьера. Самые распространенные сети
по всей Италии имеют Rinascente, Coin, а также более экономичные Upim и
Oviesse. В сезон скидок (с середины января по середину—конец февраля и
с июля по август) на часть товаров в этих магазинах цены снижают на
30–50 %. Существуют также накопительные карты и бонусы, дающие право на
скидку при покупке определенной категории товаров (например, купив
предмет верхней одежды, можно получить бонус, действующий в отделе
нижнего белья, и т.п.).
Всего пять-шесть лет назад (почти позже всех в Европе!) в Италию пришла
заокеанская мода, если не сказать мания на аутлеты и магазины мономарок
(по-итальянски — спаччи). Аутлеты, настоящие цитадели шопинга, стали
расти как грибы — в основном в северных и центральных областях страны.
Преимущество такого вида торговли очевидно: на небольшой площади
сконцентрированы десятки и сотни точек, предлагающие в основном
предметы прошлых сезонов со скидкой 50 % и больше, а также образцы,
непригодные для продажи в магазинах из-за мелких дефектов (невидимых
невооруженным глазом).
Спаччи, реализующие товар одной фирмы, — это небольшие магазины при
фабриках. Торговля напрямую, минуя сети распространения, позволяет
продавцам снизить цены на 30–50 %.
Пожалуй, единственное неудобство итальянских аутлетов и спаччи — их
удаленность от городов (хотя что такое час-полтора в пути для жителя
России!). Иностранному шопинг-туристу просто необходимо, во-первых,
четко определиться с предпочтениями и, во-вторых, взять в руки карту и
подумать о дороге туда-обратно. Но игра стоит свеч для того, кто
настроен существенно обновить гардероб. Ломбардия
Краткий курс географии итальянского шопинга имеет смысл начать с
области Ломбардия и ее столичного центра — Милана. Этот город смело
можно назвать законодателем европейской, если не мировой моды. Показы
мод, проходящие здесь как минимум четыре раза в год, становятся
событиями глобального масштаба, слетом ведущих модельеров. У всех у них
в этом городе есть крупные ателье, шоу-румы и бутики. Они
сконцентрированы в так называемом квадрате моды: via Montenapoleone —
via della Spiga — via Borgospesso — via Sant’Andrea. Здесь же
расположены самые люксовые ювелирные и антикварные магазины. За более экономичными покупками стоит отправиться на corso
Buenos Aires или Vittorio Emanuele. Все большую популярность
приобретает и квартал Brera, где обосновались небольшие ателье молодых
миланских и зарубежных стилистов и дизайнеров, предлагающих
ультрасовременные и эксклюзивные вещи.
Ближайший, но сравнительно небольшой аутлет Fifty Factory Store
базируется в городке Меда. В провинции Брешиа расположены Brescia
factory outlet и Franciacorta outlet village. Недавно открылись аутлеты
в окрестностях Кремоны и Мантуи.
В пределах полутора-двух часов езды от Милана, уже на территории
области Пьемонт, находится самый первый из открытых в Италии и
крупнейший в Европе аутлет Serravalle Scrivia. В 170 его магазинах
представлены все известные итальянские и мировые марки модной одежды и
сопутствующих товаров. Пьемонт
Пусть не такой элегантный, как Милан, Турин с его
параллельно-перпендикулярными центральными улицами и гостеприимными
портиками тоже может предложить шопинг-туристу массу интересного. На
центральной via Roma расположены бутики популярных итальянских
стилистов Dolce&Gabbana, Armani, Versace, Fendi, Ferragamo. Via
Garibaldi знаменита своими бутиками мужской одежды, как и центральная
площадь San Carlo, где находится San Carlo Men Store. За ценными
антикварными вещами стоит отправиться на via Maria Vittoria и Principe
Amedeo.
Помимо крупного комплекса в Серравале, о котором уже шла речь,
эксклюзивный шопинг вас ждет в пригороде Турина — Сеттимо Торинезе, где
находится Armani Factory Store.
Пьемонту трудно оспаривать пальму первенства в области моды, зато в
дизайне и передовых технологиях он является лидером. Например, в
провинции Новара располагаются всемирно известные фабрики кранов и
авангардных аксессуаров для ванных комнат, а Вербания, что уже у самой
границы со Швейцарией, славится производством современной кухонной
утвари (кастрюли, скороварки, сковородки, столовые приборы и пр.).
Почти при всех фабриках существуют торговые точки, реализующие свой
товар по ценам, значительно более привлекательным, чем в магазинах. Венето
О великой славе Венеции как центра европейской коммерции и торговли с
Востоком до сих пор напоминают шикарные ткани в витринах бутиков,
обрамляющих площадь Сан-Марко. Издревле именно в город каналов
отправлялись модельеры за лучшими в Европе шелком и бархатом. Это уже
давнее прошлое, но оно оставило богатое наследство в виде
многочисленных, хоть и небольших фабрик модной одежды и обуви.
Полюбовавшись фантастическо-космическими (с точки зрения цен) бутиками
Венеции, за покупками стоит двинуться в другие места. В Падуе,
например, хороший шопинг обещает аутлет Donatello (почти на все скидки
50 %). В Вероне большой популярностью пользуется спаччо Brugi,
торгующий модной одеждой для всей семьи прошедших сезонов с хорошими
скидками. За модной спортивной одеждой рекомендую отправиться на север
Венето — в окрестностях знаменитого горнолыжного курорта Кортина
д’Ампеццо находится аутлет Moretto, торгующий со скидками 50 % и более.
Тоскана
Во Флоренции и ее окрестностях еще в раннем Средневековье в изобилии
располагались ткацкие и кожевенные мастерские. Именно с флорентийских
показов мод в первые послевоенные годы началась всемирная слава
итальянских марок. Достаточно не спеша, по-итальянски пройтись по via
Tornabuoni, via de Calzaioli или, скажем, via della Vigna Nuova, чтобы
ощутить, насколько органично вписываются элегантные витрины местных
бутиков в облик города. Даже рынок San Lorenzo совсем не уродует одну
из центральных площадей Флоренции, соседствуя со знаменитым дворцом
Медичи и фамильными капеллами членов этой семьи с надгробными статуями
работы Микеланджело. Пусть чернокожие продавцы вас не пугают: кожаные
куртки, сумки, ремни, перчатки сделаны кожевенниками Флоренции, а не
умельцами из Китая. Для полной гарантии можно отправиться в бутик или
же на поиски самих мастерских (некоторые расположены на улочках
исторического центра).
Обязательный пункт шопинг-прогулки по Флоренции (как и просто
туристической) — Понто-Веккьо. С утра и до позднего вечера здесь
открыты магазинчики золотых украшений. Отовариться на мосту можно
независимо от толщины кошелька: здесь предлагают и недорогие, но очень
эффектные украшения с низким содержанием золота, и шикарные вещи со
многими нулями на ценниках.
Ближайший аутлет от Флоренции находится в получасе езды — The Mall.
Дорога в один из крупнейших в Италии и очень богатый по ассортименту
аутлет Valdichiana Village займет около часа.
Немало в Тоскане и спаччи всемирно известных марок. В Монтеварки
обосновался Prada Outlet, в Сесто-Фьорентино — Roberto Cavalli (скидки
50 % почти на все). Эмилия-Романья
Болонья — город, давший название столь популярному в нашей стране в
1960-х плащу, расположен в часе езды от столь же популярных в России
(на несколько десятилетий позже) пляжей Адриатики. Маршрут болонского
шопинга включает в себя via Cavour и одноименную галерею, а также via
Rizzoli, Farini и чрезвычайно элегантные магазины в средневековых
стенах Corte Isolani, торгующие в основном предметами домашнего
интерьера. На via Indipendenza — множество небольших лавочек и сетевых
универмагов, обещающих более экономичный шопинг.
Самые крупные загородные мегасторы в радиусе 40–50 минут езды от центра
Болоньи — это Fidenza Village, Castel Guelfo и Freeport Outlet с
большим выбором интернациональных марок по хорошим скидкам.
Город-государство Сан-Марино, пожалуй, наиболее традиционная
экскурсионно-шопинговая поездка для того, кто остановился в Римини или
любом другом месте Романьольской Ривьеры. Наверное, нигде больше в
Италии не увидишь столько русскоговорящих продавцов и столько лавок,
торгующих спиртными напитками (офшор все-таки!). San Marino Factory
Outlet (с его сотней магазинов фирменной одежды, аксессуаров,
парфюмерии) тоже пользуется большой известностью как у иностранных
туристов, так и у местного населения. В сезон распродаж скидки здесь
достигают 70 %. Лацио
Название картины Феллини «Dolce vita» уже давно живет собственной
жизнью, став синонимом праздности и жизнелюбия. Достаточно пройти по
той самой римской улице из фильма — via Veneto, чтобы почувствовать,
что за полвека ничего не изменилось.
Самый потрясающий в мире подиум — Испанская лестница на одноименной
площади в Риме. Потрясающий еще и потому, что видно, где он начинается,
но непонятно, где заканчивается — на площади он разветвляется и
теряется в via Condotti, Frattina, del Babuino… Здесь находятся ателье
Valentino, Armani, Gucci, Dior, ювелирные бутики Cartier и Bulgari. В
противовес миланскому местный шарм отличается не классической
строгостью, а богатой фантазией красок и некой мягкостью. Рим круглый
год одет в замшу и вельвет. Если в Милане зонт — предмет строго
практичный, то в Риме — скорее аксессуар, трость, которой отмеряют шаг
во время прогулки.
Район Испанской площади, via del Corso и via Nazionale — излюбленные
места столичного шопинга, которые легко совмещать с посещением
достопримечательностей центра города. На другом берегу Тибра, недалеко
от Ватикана, простирается еще один район, куда отправляется за
покупками пол-Рима. Это прежде всего via Cola di Rienzo и via
Ottaviano. Тут можно встретить и элегантные классические бутики, и
магазины популярных молодежных брендов.
Любителям антиквариата и классических предметов домашнего интерьера
стоит заглянуть на via Marguta, via dei Coronari, а также побродить по
улочкам в районе Campo dei Fiori. В воскресенье же богатые
разнообразием антикварные лавки разворачиваются на «блошином рынке»
Porta Portese.
Несколько хороших аутлетов расположено в самом Риме. Например,
популярные марки casual и спортивной одежды представлены в Factory
Outlet Store, в самом центре города. За женской одеждой известных
итальянских брендов можно отправиться в Fashion&Fashion,
предоставляющий скидки 50–60 %.
Самые крупные в области Лацио аутлеты находятся в пределах 30–40 минут
езды от римской окружной дороги — McArthurGlen в Кастель Романо и
Fashion District в Вальмонтоне, а в Помеции, в 20 километрах к югу от
Рима, имеется спаччо Max Mara.
|