Деревянная церковь в селе Палтога — это признание церковных реформ патриарха Никона, выраженное языком архитектуры
Земли к югу от Онежского озера, на границе Ленинградской и Вологодской
областей, — это почти край света. Где-то здесь, параллельно трассе,
соединяющей город Вытегру и поселок Ошта, проходит граница, отделяющая
современность от безвременья, — черта, за которой начинается древний
Север, мифическая Гиперборея, земля странная, парадоксальная и
загадочная. Линия, отсекающая чадящие и бурлящие мегаполисы от забытых
всеми деревушек, от доброго собачьего визга, от ощутимо материального
запаха хлеба, колодезной воды и парного молока, от вековых бревенчатых
изб. И люди здесь живут такие же — настоящие, крепкие, добрые.
Вдалеке от большой истории
Бабушка Юля открывает не сразу — ей уже девятый десяток,
стук в дверь слышит не с первого раза. Видя на пороге незнакомцев,
суетится, подбирает подол, машет рукой вглубь избы: сейчас поставит
чайник, принесет молока, да что же не предупредили заранее, а то и к
столу-то подать нечего, до магазина далеко, а одной много ли надо.
Здесь, в селе Палтога, что приютилось в восемнадцати километрах от
Вытегры, так заведено: кто бы ни стоял на пороге — сначала обогреть,
чаем напоить, а там уже и к делам переходить можно. В доме у бабушки
Юли — старинная печь с изразцами, прялка, внушительный, хоть и изрядно
потертый, платяной шкаф с резными дверцами. Шутка ли — избе больше ста
лет! Гостей сажают около окна, из которого самый красивый вид. Правда,
красивый — не совсем верное слово. Скорее, завораживающий. На покатом
пригорке, прямо над дорогой, подпирает небеса деревянное чудо —
пятиглавая церковь Богоявления. Словно сам Господь вылепил ее из той же
глины, что и придорожный холм — лаконично, но вместе с тем свободно,
как бы играючи. Ради этого стоит преодолеть трудности лесных дорог и
приехать за четыреста километров от Петербурга.
Палтога никогда не была втянута круговорот большой истории. Войны
обошли деревню стороной, здесь не рождались ни великие поэты, ни
писатели, ни и математики… Однако каждый квадратный метр этой земли
полон историей — обычной, бытовой, без имен и названий, и оттого еще
более захватывающей и притягательной. В свое время вологодский историк
Александр Рыбаков откопал в архиве челобитную некоего священника
Лаврентия вологодскому архиепископу Гавриилу.
В прошлых годех назад тому дватцать лет нашего Николаевского
приходу приходские люди привезли церковного плотника строить церковь
заонеженина Николаевского приходу что в Палтуге Васку Иванова сына, а
взяли его от церкви великомученика Федора Стратилата, и он, Васка, в
твоей архиепископии построил многие церкви.
Документ датирован концом XVII века. Для Онежского края — это
золотая пора деревянного зодчества, продлившаяся до середины века
XVIII-го. Именно здесь, в деревне Гимрека, была построена в 1659 году
дивная шатровая Рождественская церковь — предтеча и прообраз знаменитой
Успенской церкви в Кондопоге. В 1708 году неподалеку от Вытегры, в селе
Анхимово, освятили двадцатипятиглавую Покровскую церковь. А еще через 6
лет на острове Кижи воздвигли бесценное сокровище — Преображенскую
церковь о двадцати двух главах. Ходят легенды, что к этим храмам
приложили руку голландские мастера, бывшие в почете у Петра I
(1672–1725). Но это не так. Давно установлено, что все эти деревянные
шедевры возводили безымянные плотницкие артели, кочевавшие из деревни в
деревню в поисках заработка. И упомянутый Васка, Иванов сын, тот, что
из Палтоги, был как раз из числа таких плотников. Деревянная
Богоявленская церковь в его родном селе была освящена примерно в то же
время — в 1733 году. Храм простоял три века — чем не памятник таланту и
духовности древнего мастера?
Зачарованное многоглавие
Богоявленская церковь в Палтоге может многое рассказать. При
должном напряжении воображения перед глазами возникает большое и
богатое село. Жители его уже и сами не помнят, сколько веков занимаются
охотой, пушными промыслами, рыболовством и скотоводством. Недалеко
отсюда город Вытегра, большой перевалочный пункт на торговом пути из
Архангельска в Петербург. Большие ярмарки и заезжие купцы дают
возможность палтожским крестьянам сколотить крепкие хозяйства, строить
большие, прочные дома, не скупясь на резьбу и украшения. Праздники
шумят здесь долго и бурно — свадьбы перекатываются из избы в избу, а в
крестные новорожденным набивается вся деревня. Такой была Палтога в
XVIII веке, когда на холме возле дороги начали строить деревянную
Богоявленскую церковь.
Большому селу — большой храм. Это правило еще древнее, чем сама
Палтога. И здесь не просто желание покрасоваться перед соседями: в
старину церковь служила не только местом для молитвы. По куполам и
крестам над кромкой леса находили дорогу заплутавшие странники, рыбаки
возвращались домой, ориентируясь на блеск серебристых осиновых лемехов
(деревянных пластин, которыми крылись купола рубленных церквей); а по
праздникам в церкви устраивались шумные застолья, в тяжелые же времена
на общем сходе здесь вершились дела и судьбы. Для мирских дел в храме
существовало отдельное помещение — трапезная. Надо отдать должное
народной мудрости и такту: трапезную всегда перекрывали простой
двускатной крышей — такой же, как на обычной жилой избе, дабы не
оскорблять Бога, не вторгаться со своей суетой под сень куполов. Да и
внутри от молитвенной части храма трапезную отделяли деревянные ворота
— на святое никто не посягал даже во время бурных споров, нередко
доходивших до драк.
Службы в Богоявленской церкви проходили в просторном, светлом
помещении. Окна в несколько рядов, массивный резной иконостас,
расписное «небо» — все это придавало храму торжественность и истинное
благолепие. Снаружи над молельным помещением безымянные зодчие возвели
сложную, а потому довольно редкую конструкцию — двухъярусную крещатую
бочку с кокошниками на каждую из сторон света, увенчанную пятью
главками. Четыре поменьше и одна — центральная — побольше. Сам храм был
выстроен из темной лиственницы и сосны, а главки были покрыты осиновым
лемехом. Серебристые чешуйки на солнце отчаянно сверкали, приковывая к
себе взгляд еще за несколько километров до села.
Пытливому исследователю, вероятно, покажется странным, что
зодчие избрали именно такую форму перекрытия. Все-таки в Онежской
стороне в старину строили в основном храмы с шатровым завершением (по
этому признаку искусствоведы выделяют даже особую прионежскую школу
деревянного зодчества) — и в большинстве дошедших до нас деревянных
соборов обыгрывается именно шатровая вертикаль. Однако при ближайшем
рассмотрении ничего удивительного в палтожском игривом многоглавии нет.
Всего в нескольких десятках верст отсюда находится уже упомянутое село
Анхимово, где до второй половины XIX века стояло настоящее чудо света —
деревянная двадцатипятиглавая Покровская церковь.
Достаточно представить себе Кижский ансамбль, чтобы понять, как
она выглядела. Те же формы, те же объемы — разве что пропорции немного
иные. Собственно Покровская церковь была предтечей, тренировочной
площадкой для строителей Преображенского собора на знаменитом острове.
Она не дошла до наших дней — сгорела. Правда, два года назад в Невском
лесопарке на окраине Петербурга стараниями известного архитектора и
исследователя Михаила Мильчика была выстроена точная копия утраченного
шедевра. Но это совсем другая история. А пока — представим себе
странника, который идет себе по Вологодскому тракту, из Петербурга в
Вытегру. И за очередным поворотом неожиданно, словно Божий дар,
открывается ему переливчатое многоглавие Богоявленской церкви. И это —
еще только намек, только предупреждение о том, что впереди, в Анхимово
ждет его настоящее чудо.
Но есть и другая причина, по которой безвестные зодчие отказались от
шатровых форм. Ведь не прошло еще и ста лет со времен грандиозной
церковной реформы, затеянной патриархом Никоном (1605–1681). Одним из
ее многочисленных нововведений стал запрет на строительство в России
шатровых храмов, как не соответствующих древним византийским канонам.
Шатры действительно были чисто русским явлением: с ними народным
мастерам до небес ближе было. Поэтому запрет на их возведение больно
ударил по храмовой эстетике, но на Севере в те годы царская власть была
не всесильной, вот и стали строить огромные шатровые церкви наперекор
Никону. Позже церковь с этим смирилась, и в 1774 году появилась на
противоположном берегу Онеги, в Кондопоге, известная Успенская церковь
— самый высокий из ныне существующих храмов шатрового типа. Но в
Палтоге безвестные мастера выбрали другую задачу: поставить на людном
тракте храм, который соответствовал бы всем установленным канонам, но
при этом был самобытным и неповторимым — настолько, насколько это
позволяет живой и пластичный материал — дерево. И их технологиям вполне
могли бы поучиться те же голландцы: русские принципиально не
использовали гвозди, ибо вокруг железа дерево гниет в несколько раз
быстрее.
А потом наступил XIX век, и деревянные храмы стали восприниматься
как дремучий архаизм. Поэтому в десяти метрах от Богоявленской церкви
воздвигли новую (Знаменскую) — каменную, по всем канонам модного тогда
классицизма: с объемным круглым барабаном и белоколонным портиком.
Деревянный шедевр пожалели — разбирать не стали. В начале ХХ века его
«подновили» — обшили со всех сторон тесом, покрасили «под камень»,
расширили окна и убрали четыре боковые главки, оставив только
центральную. С нее содрали лемех и покрыли листовым железом. Службы шли
в обоих храмах, каменную Знаменскую церковь использовали как зимнюю,
деревянную Богоявленскую — как летнюю. А потом грянула революция, храмы
закрыли, приход разогнали. Потом была коллективизация, репрессии,
ссылки, потом — война. Народу в Палтоге поубавилось, да и как-то не до
Бога было… В деревянной церкви устроили склад и сельский клуб, а
каменную оставили медленно разрушаться.
Безысходность запустения
Но сразу после войны богослужение в деревянной церкви вдруг
возобновилось. Бабушка Юля не помнит ни имени священника, ни откуда он,
помнит только его низкий, спокойный голос, еле слышный треск восковых
свечей и запах — неповторимый теплый запах дерева и ладана. Старушка
показывает через окно на унылый, почти разваливший сарай — все, что
осталось от дома, в котором жил тогда священник. И к нему можно было
прийти в любое время, попросить чаю, рассказать о своей беде, о своих
чаяниях и надеждах. Но однажды священник уехал в город и больше не
вернулся.
Зато приехали молодые архитекторы — с горящими глазами, жадные
до полузабытого наследия. Это были романтические 1960-е,
сопровождавшиеся коротким, но бурным всплеском интереса к старинному
деревянному зодчеству. По всей стране тогда открывались музеи под
открытым небом, с древних памятников снимали поздние архитектурные
слои, восстанавливали технологии и секреты народного мастерства. На
этой волне началась полномасштабная реставрация Богоявленской церкви.
На свое место вернулись четыре главки, чуждое железо было снято с
кровли, храм опять засиял серебристым осиновым лемехом. Начали снимать
безликую обшивку сруба, и казалось, что совсем скоро можно будет
увидеть храм таким, каким видели его почти три столетия назад жители
Палтоги.
Однако как-то так получилось, что начатая реставрация неожиданно
закончилась. Глядя на все еще стоящие строительные леса, перебирая в
соседнем сарае заготовленный лемех, кажется, что здесь случилась
какая-то катастрофа, что люди, пытавшиеся спасти храм, вернуть ему
первоначальный облик, в одно мгновение исчезли, испарились, бросив всё
как было. Впрочем, дело практически так и обстояло, вспоминают местные
жители.
За реставраторами приехал автобус, они покидали в него свои
вещи и укатили в сторону Петербурга. Потом, правда, спустя много лет
возвращались… за медом: деревянный храм облюбовали пчелы, и ароматного
лакомства там было, как на пасеке. Так и стояла дивная Богоявленская
церковь последние тридцать с лишним лет — открытая всем ветрам и
дождям, с беспомощно распахнутыми окнами, словно удивляясь тому, что
вот так вдруг, в одночасье оказалась на обочине истории.
Забраться внутрь храма можно было по толстой доске, ведущей с
земли на строительные леса, оттуда — в окно. И вот ты в церкви. Немного
не по себе от сознания того, что стоишь посреди алтаря — самой
священной части храма, куда простому смертному вход обычно закрыт. Храм
завален строительным мусором, а в центральном помещении под самый
потолок возведены, да так и брошены, деревянные конструкции.
Неосторожное движение — и откуда-то сверху летит гнилая доска, с гулким
треском ударяется об пол и разлетается на щепки.
А там, наверху, прямо сквозь крышу и стены, сочится свет. На
полу, среди обрубков бревен и ржавых жестяных банок, валяется
деревянный щит лазурно-голубого цвета — все, что осталось от расписного
«неба». При входе на массивной стенной балке глубоко и старательно
кем-то врезано: «Маша + Коля». Десятилетия забвения сделали свое дело —
тесовая кровля прогнила насквозь, местами обвалилась, бревенчатые стены
превратились в решето. С ужасом замечаешь, что вместо одного из углов
зияет гигантская дыра — словно сюда залетел шальной снаряд.
Но надежда на возрождение храма все-таки была. Где-то в
кабинетах министерств и ведомств шли споры о том, кто должен
раскошелиться на реставрацию. Несколько раз приезжали комиссии аж из
Москвы, что-то замеряли, записывали, фотографировали. Архитекторы и
реставраторы нет-нет, да и предлагали перевезти бесценный памятник в
какой-нибудь музей деревянного зодчества, и опять начинались споры: за
чей счет? Но надежда была. Потерять Богоявленскую церковь казалось
немыслимым.
В конце лета прошлого года бабушка Юля услышала жуткий треск и
грохот. Думала, что на дороге случилась авария. Но когда обернулась —
схватилась за сердце и горько заплакала. Пятиглавое деревянное чудо
рухнуло.
|