Увы, ни пробке, ни снегу претензию не напишешь, в суд на них не подашь. Согласно
пункту 80 Федеральных авиационных правил пассажир должен не позднее
установленного перевозчиком времени прибыть к месту регистрации
пассажиров и оформления багажа, а также к месту посадки на борт
воздушного судна.
Опоздание будет рассматриваться как добровольный отказ пассажира воздушного судна от полета позднее чем за 24 часа до вылета. По закону в этом случае вам должны вернуть деньги за билет. Правда, за вычетом сбора, размер которого не может превышать 25% (согласно ст. 108 Воздушного Кодекса РФ).
С требованием
о возврате денег надо обращаться непосредственно в авиакомпанию. В
аэропорту ищите стойку перевозчика или его представителя. Чтобы
претендовать на возврат денег, отказ от перелета надо оформить в
письменном виде, иначе получится, что вы не уведомили авиакомпанию о
своем отказе.
Рейс задержан, вы кукуете в зале ожидания.
Согласно
п. 99 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок
пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров,
грузоотправителей, грузополучателей», авиакомпания обязана за свой счёт и
вне зависимости от причин задержки рейса организовать хранение багажа и предоставить комнату матери и ребенка пассажирам с детьми в возрасте до семи лет.
Ждете
больше 2 часов - вам должны дать прохладительные напитки и предоставить
возможность сделать два БЕСПЛАТНЫХ телефонных звонка или послать два
сообщения по электронной почте. А это полезнее, чем напитки - особенно
если сидите в заграничном аэропорту, а в роуминге проговорили кучу денег.
Опоздание
на 4 часа - горячий обед или ужин. Обычно кормят в кафе аэропорта. Если
застрянете дольше, потом кормить должны каждые 6 часов днем и каждые 8
часов в ночное время.
Задержка
рейса на 6 часов в ночное время и на 8 часов днем - вас обязаны
разместить в гостинице и довезти до нее, а также обратно в аэропорт.
Правила одинаковы в любом случае - из-за непогоды застрял самолет или из-за поломки. Куда
за всем этим обращаться? К представителю авиакомпании. Если не нашли
или зависли в маленьком аэропорту, обратитесь на стойку информации
аэропорта.
Если
что-то из этого списка не было оказано и пассажиру пришлось получать
эти блага за собственные деньги, авиакомпании придется по чеку
возместить все расходы.
Кроме
того, авиаперевозчик должен выплатить штраф каждому пассажиру в размере
25% МРОТ (проще говоря, 25 рублей) за каждый час просрочки, но не
больше 50% стоимости билета (ст. 120 Воздушного кодекса). Правда, штраф
нельзя взыскать, если просрочка произошла вследствие действия
непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна,
угрожающей жизни или здоровью пассажиров, либо из-за иных обстоятельств,
не зависящих от перевозчика.
В
самолет посадили, а он не взлетает: катают по полю, или лайнер просто
стоит на месте. Такое часто бывает в сложных погодных условиях, или
когда в аэропорту "пробка", или при неисправности самолета.
Это та же задержка рейса. Вам должны предоставить напитки и еду, исходя из тех же норм.
Вы летите со стыковкой. Первый рейс задержался, в итоге опоздали на второй.
В
аэропорту вылета надо получить отметку в билете (распечатке
электронного билета), что ваш самолет не смог вылететь вовремя по
такой-то причине, был задержан на такое-то время.
В
аэропорту пересадки обратиться к представителю авиакомпании с просьбой
перебронировать билет на другой рейс. Здесь-то и потребуется отметка в
билете, подтверждающая вашу невиновность в опоздании.
Обычно
билет меняют без проволочек. Тем более что чаще всего оба рейса
выполняет одна авиакомпания или перевозчики, входящие в один авиационный
альянс (крупных альянсов в мире три: Sky Team - в него входит
«Аэрофлот», Star Alliance, One World).
Но
может оказаться, что ближайший борт лишь завтра. Компенсировать траты
на гостиницу и питание должна авиакомпания - виновник опоздания.
Собирайте чеки, квитанции и прочие подтверждения расходов. И по
возвращении пишите претензию с требованием возместить убытки,
причиненные некачественным исполнением услуги по авиаперевозке.
Если
вас заставят покупать новый билет за свои кровные, то его стоимость
(вместе с неустойками и компенсациями) вы также вправе будете требовать с
авиакомпании, чей рейс задержался. Для этого сначала передайте
письменную претензию о компенсации убытков, а в случае отказа либо если
вам не ответили в течение 10 дней, можете идти в суд.
Из-за задержки рейса пропали день или два отдыха.
Как
правило, добиться компенсации реально уже после возвращения. Вы можете
потребовать у авиакомпании компенсировать стоимость потерянных из-за
опоздания услуг: суток проживания в гостинице, питания, если оно было
оплачено, экскурсии и т. д. В гостинице требовать деньги за «прогулянный» день не имеет смысла, она ни при чем.
Виновата
ли компания, если рейс задержан из-за нелетной погоды? Тут все дело в
нюансах: если вдобавок к ненастью были какие-то проколы в работе
авиаторов (к примеру, вовремя не провели антиобледенительную обработку
самолета) - тогда да. И вы можете требовать от нее компенсации своих
расходов (за оплату гостиницы в ожидании следующего рейса, «пропавший»
день отдыха в отеле, деньги за те дни, что вам не выплатили зарплату, и
т. д.). Если перевозчик действовал безукоризненно - нет.
Но!
Горячее питание, размещение в гостинице и все, что положено при долгой
задержке рейса, авиакомпания должна предоставить в любом случае.
Наслушались вы ужасов про транспортный коллапс в Москве и Европе, и решили вернуть уже купленный тур.
Вопрос в том, получите ли вы деньги назад. В случае с нынешней непогодой - нет. Требовать
стопроцентного возврата денег можно в том случае, если путешественник
сможет доказать, что существовала реальная угроза его жизни и здоровью.
Доказать это на практике трудно. Веским аргументом для суда может быть заключение МИД
России, что в период начала тура в стране или регионе сложилась
неблагоприятная или опасная обстановка и россиянам не рекомендовано
посещать эту страну. Такие документы МИД выпускает редко.
Общее
правило возврата денег за купленные туры таково: туроператор должен
вернуть вам все, за исключением фактически понесенных им расходов. Если
до вылета остается, скажем, неделя, эти расходы уже составляют большую
часть стоимости путевки.