О том, что во Франции мода - дело государственных интересов,
красноречиво говорило присутствие президента Николя Саркози на
церемонии прощания с Ивом Сен-Лораном месяц назад. А в том, что хороший
вкус и интерес к одежде - национальная черта французов, можно сполна
убедиться во время парижских распродаж.
Официальный день начала летнего сезона сброса цен - 25 июня. Эта дата
красным цветом помечена в календаре всех ритейлеров - мелкие
придорожные бутики и легендарные Galeries Lafayette и Printemps
единовременно открывают двери, приглашая на честный 50%-й дестокаж.
Выставки и музеи пустуют, даже в подземных паркингах на центральных
улицах нет свободного места, и уже начиная с 24 июня телефоны парижанок
переведены в режим автоответчика. «Извини, не могла говорить - начались
распродажи, - перезванивает через два дня одна знакомая. - Понимаешь,
хорошим клиентам начинают делать скидки за день-два. Была у Agnes B, в
прошлый раз купила платье, теперь - подходящий пиджак».
Профессор-искусствовед и заслуженный экскурсовод Лувра, она находит
время и на магазины и всегда выглядит безупречно.
Если даже в среде интеллектуалов не считается зазорным часами
заниматься шопингом во время распродаж, то простые труженики для этого
вообще берут выходные.
«В нашем офисе, несмотря на сезон, из 10 человек три «делают сольды», -
рассказала сотрудница туристического бюро Жюльен, сама посвятившая
магазинам весь обеденный перерыв. Во Франции, где официальная
продолжительность годового отпуска и так составляет почти 8 недель, это
вполне обычная практика.
У парижских охотниц за выгодными покупками своя система совершения
покупок. «Начинать присматриваться и мерить нужно за пару дней до
распродаж, - рассказала моя попутчица в метро, элегантно звенящая
серебристыми украшениями темнокожая мама двух длинноногих дочерей. -
Если вы действительно намерены приобрести хорошую вещь вашего размера,
25-го ее искать уже поздно - в магазинах полный ажиотаж, и все
раскупается со скоростью света. В день открытия нужно точно знать, что
вы хотите купить и где, чтобы с самого утра идти по выбранным
маршрутам».
Решив проверить эту схему, я обнаружила стайки дамочек,
дежуривших у бутиков на Rue Faubourg Saint Honore c 9.30 утра. Здесь
все было очень интеллигентно. В BCBG Max Azria разлетались симпатичные
платья для школьного выпускного, в Yves Saint Laurent скупали туфли и
портмоне с парижским адресом студии дизайнера, несмотря на то что
последние были из новой коллекции и продавались по полной стоимости. «В
связи с кончиной Сен-Лорана это абсолютный must сезона и раритет», -
сказала обладательница версии из черной лаковой кожи с золотым шрифтом.
Но самое большое столпотворение покупателей я обнаружила в Hermes, хотя
Birkin никто и никогда не думал уценять.
Самым массовым шопинг-направлением по-прежнему остаются Galeries
Lafayette и Printemps. По этой причине в первый день распродаж туда я
направиться не рискнула, припоминая штурм и драки в день презентации
первой коллекции Кейт Мосс для Topshop, о которых помнят стены
лондонского флагманского магазина марки.
«Настоящие парижанки никогда не ходят в большие магазины, но
очень любят скидки, - говорит Корин, красивая француженка голубых
кровей зрелого возраста, с которой мы познакомились в элегантном
уличном кафе. - Они ходят к дизайнерам в студии, даже колготки покупают
в специальных магазинах».
Молодые жительницы Парижа тоже любят качество и не приемлют лишних трат.
«Туфли Lanvin за 350 евро - это очень дорого! - возмущалась моя
подруга-модель, когда я радостно сообщила ей о своей гениальной по
московским меркам находке. Обладательница многолетних контактов с
модными домами и доступа на частные закрытые распродажи, она
рассказала, что покупает одежду ведущих люксовых марок за 10% от
стоимости. Корсет Chantal Tomass за 130 евро (с 40-процентной скидкой!)
показался ей очень дорогим - «Я купила себе Dior за 35». Вот только
чтобы попасть в круг избранных с доступом на подобные мероприятия,
нужно иметь нужные знакомства. Или регулярно мониторить eBay на случай,
если вдруг в его виртуальные закрома просочится пара нелегальных
пригласительных.
Обычным же российским гражданам в основном остается одна радость - 13%
дополнительной скидки за счет НДС или Tax Free при каждой покупке свыше
180 евро, превращающие 50% в еще более привлекательные 63.
Со второй недели распродаж, когда энтузиазм поутих и покупательная
способность поистощилась, в бутиках начинаются маркетинговые
метаморфозы: «купи одну вещь - вторую получишь за полцены» или «купи
одну - вторая в подарок». Последней волной в порядком прочесанные
магазины с завершением Недели Haute Couture нахлынули съехавшиеся в
город модели и редакторы. Рядовые горожане вернулись на рабочие места,
гости города снова образовали очереди в музеи. В общем, все вернулось
на круги своя. До конца января.
|