Нравственность — русское слово, происходящее от корня «нрав».
Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало
употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним.
Нравственность — есть принятие на себя ответственности за свои
поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность
основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только
свободное существо. В отличие от морали,
которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с
законом, нравственность — есть внутренняя установка индивида действовать
согласно своей совести.
Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние
греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из
этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество,
справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные
ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В
качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность,
верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни
люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми
высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности,
представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном
выражении, выступают как этические идеалы.
Нравственные (моральные) регулятивы
— это правила поведения, ориентированного на указанные ценности.
Нравственные регулятивы разнообразны. Каждый индивид выбирает (осознанно
или неосознанно) в пространстве культуры те из них, которые наиболее
подходят для него. Среди них могут быть и такие, которые не одобряются
окружающими. Но в каждой более или менее стабильной культуре имеется
определенная система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по
традиции считаются обязательными для всех. Такие регулятивы являются
нормами морали.
Понятно, что нравственные ценности и идеалы, с одной стороны, и
нравственные регулятивы и нормы, с другой, неразрывно связаны между
собою. Любая нравственная ценность предполагает наличие соответствующих
регулятивов нацеленного на нее поведения. А любой нравственный регулятив
подразумевает наличие ценности, на которую он направлен. Если честность
есть нравственная ценность, то отсюда вытекает регулятив: «Быть
честным». И наоборот, если человек в силу своего внутреннего убеждения
следует регулятиву: «Быть честным», то для него честность есть
нравственная ценность. Такая взаимосвязь нравственных ценностей и
регулятивов во многих случаях делает ненужным их раздельное
рассмотрение. Говоря о честности, часто имеют в виду и честность как
ценность, и регулятив, требующий быть честным. Когда дело касается
характеристик, равно относящихся как к нравственным ценностям и идеалам,
так и к нравственным регулятивам и нормам, их обычно называют
принципами нравственности (морали, этики).
Важнейшей
особенностью нравственности является финальность нравственных ценностей и
императивность нравственных регулятивов. Это значит, что принципы
нравственности самоценны. То есть на вопросы, например: «Для чего нужны
нравственные ценности?», «Зачем стремиться к нравственным ценностям?»,
«Почему человек должен соблюдать нормы нравственности?» — нельзя
ответить иначе, как признать, что цель, ради которой человек следует
нравственным принципам, состоит в том, чтобы следовать им. Здесь нет
тавтологии: просто следование нравственным принципам — это самоцель,
т.е. высшая, финальная цель и нет никаких других целей, которые хотелось
бы достичь, следуя нравственным принципам. Они не являются средством
достижения какой-либо вне их лежащей цели.
|